ДИАЛЕКТИКИ И МЕХАНИСТЫ

ДИАЛЕКТИКИ И МЕХАНИСТЫ
- участники развернувшейся в 20-х гг. XX в. дискуссии по вопросам взаимоотношения философского мировоззрения и естествознания, всеобщего философского метода и частных методов познания. Непосредственным поводом для дискуссии послужила публикация в 1924 г. статьи (вышедшей вскоре отдельной книгой) И. И. Степанова (Скворцова) "Исторический материализм и современное естествознание", на к-рую последовало несколько рецензий (Я. Э. Стэна и др. философов). В обсуждение включились также и естествоиспытатели. Был организован ряд диспутов в высших учебных заведениях и научных учреждениях. Лидерами спорящих сторон были И. И. Степанов и Деборин. Сторонников первого обычно называют "M.", a сторонников второго "Д.". Правда, Степанов называл своих оппонентов "формалистами", отождествляя их с натурфилософами. Что касается термина "механический", то он означал направленность на раскрытие механизма явлений, взаимосвязей составляющих их элементов. Говоря совр. языком, это была элементаристская (в противоположность системному подходу) установка. Степанов, А. К. Тимирязев и др. их сторонники утверждали, что философские принципы - это лишь выводы из наук, к-рые не могут быть доводом в исследовании. Поэтому знание осн. законов диалектики не освобождает от детального изучения предмета, более того, философы обязаны совершенствовать свою методологию на основе новейших достижений науки. Однако, делая на этом акцент, "М." дали повод для упреков в сводимости всеобщего к частнонаучному, в принижении значения философской методологии. Настаивая на приоритете индуктивного анализа в философии, они переносили данное положение на теоретический уровень философского исследования, умаляя тем самым роль дедукции в познании. В представлении "М." всеобщая методология вбирала в себя аналитический метод, сводимость сложного к более простому, поиск причинно-следственных связей, наблюдение и опыт. Хотя Степанов и его сторонники неоднократно заявляли, что их взгляды не следует отождествлять с механицизмом XVII-XVIII вв., им все же стали вменять в вину сведение всех форм движения материи к механической форме и отказ от признания специфики физических, химических и биологических систем. В их трактовке верная мысль о генетической сводимости жизни к физическим и химическим процессам, по существу, сочеталась с недооценкой ее качественных особенностей. Тем не менее при всей нечеткости философской аргументации представлений о соотношении высших и низших форм движения материи сторонники этой позиции в данном отношении оказались ближе к внутренней тенденции развития естествознания на том его этапе, в частности биологии, чем представители противоположного направления, поскольку их выступления углубляли связи между философским и естественно-научным знанием. Деборин и его последователи, правильно подчеркивая специфику философского знания в сравнении с естественно-научным, несводимость его к осн. выводам естествознания и большое значение философской методологии как всеобщего синтетического способа познания, вместе с тем нередко преувеличивали значение указанного всеобщего метода в исследовании конкретных явлений природы. С этой т. зр. диалектика оказывалась единственным методом естествознания, а все остальные методы должны быть лишь ее конкретизацией. Механика, писал, напр., Деборин, составляет "лишь специальный случай диалектики". Ряд утверждений Деборина вызвали в его адрес упреки в тенденции к формалистическому уклону, к оправданию отрыва философии от практики естествознания и игнорированию зависимости разработки общей методологии от развития частных наук. По вопросу о соотношении форм движения материи Деборин утверждал, что высшие формы и сводятся, и не сводятся к низшим; они сводятся по происхождению, но не сводятся по своей форме, по своему качеству. Тем не менее он и нек-рые его сторонники фактически не разграничивали смысловые оттенки, вкладываемые в понятие сводимости. В результате их критика этого понятия нередко воспринималась как отрицание всякой - и структурной и генетической - связи биологического с химическим и физическим, что, в свою очередь, давало повод "М." обвинять "деборинцев" в абсолютизации специфики жизни, в отрыве живого от неживого, в витализме. Дискуссия затронула и др. вопросы философской теории: понятие материи,- соотношение понятий "общество" и "биологическая природа", проблему "первичных и вторичных качеств", вопрос о соотношении сознания и бессознательного и т. п. В ходе дискуссии происходило постепенное сближение т. зр. по нек-рым вопросам. Так, "М." через свой печатный орган - сб. "Диалектика в природе" к кон. 20-х гг. достаточно четко отмежевались от положения, будто философия растворяется без остатка в выводах и методах естествознания. Они стали утверждать: "Диалектика, ее законы должны быть в первую очередь выводом, а не доводом в научных исследованиях; но эти законы, полученные из опыта, могут и должны уже руководить дальнейшими исследованиями как в области природы, так и общества" (Диалектика в природе. Вологда, 1928. № 3. С. 17). Мн. из "М." (среди них А. Ф. Самойлов) признали необходимость дополнения "механического", или элементаристского, подхода диалектическим, системным подходом. В этих условиях дискуссия между "Д." и "м." по главному вопросу лишалась смысла. И все же оставалось немало реальных проблем, требовавших углубленной разработки. С нач. 30-х гг., когда на передний план в философии была выдвинута "партийная" линия, представленная М. Б. Митиным и др., за спорившими сторонами стали все более утверждаться политические ярлыки ("М."- "правый политический уклон", "меньшевиствующие идеалисты" ("Д.") - троцкизм).


Русская философия: словарь. — М.: Республика. . 1995.

Смотреть что такое "ДИАЛЕКТИКИ И МЕХАНИСТЫ" в других словарях:

  • диалектики и механисты —         «ДИАЛЕКТИКИ» И «МЕХАНИСТЫ» условное название участников дискуссии между советскими философами в середине второй половине 1920 х , в центре внимания которой находилась проблема взаимоотношения диалектического метода и методов конкретных… …   Энциклопедия эпистемологии и философии науки

  • Диалектики и механисты —    участники развернувшейся в 20 х гг. XX в. дискуссии по вопросам взаимоотношения философского мировоззрения и естествознания, всеобщего философского метода и частных методов познания. Непосредственным поводом для дискуссии послужила публикация… …   Русская Философия. Энциклопедия

  • "МЕХАНИСТЫ" — название, закрепившееся в историко филос. лит ре за группой сов. философов (Аксельрод, Варьяш, Сарабьянов, Скворцов Степанов, А. К. Тимирязев и др.), в работах и выступлениях к рых в 20–30 е гг. имели место отступления от принципов диалектич.… …   Философская энциклопедия

  • “МЕХАНИСТЫ” —     “МЕХАНИСТЫ” направление в советской философии 1920 х гг., сформировавшееся в острой полемике с “диалектиками” деборинцами. Ведущими теоретиками “механистов” были Л. И. Аксельрод Ортодокс, И. И. Скворцов Степанов, К. А. Тимирязев, В. Н.… …   Философская энциклопедия

  • «МЕХАНИСТЫ» —         термин, обозначавший в сер. 20 х :нач. 30 х гг. 20 в. группу сов. философов, стоящих на позициях подмены философии выводами совр. естество знания, сведения высших форм движения материи к механич. и физико химич. взаимодействиям, подмены… …   Философская энциклопедия

  • Механисты — («Механисты»,)         термин, обозначавший в середине 20 х начале 30 х гг. 20 в. группу сов. философов, стоявших на позициях отождествления диалектики с современной механикой и создавших своеобразную «механистическую» концепцию теории познания,… …   Большая советская энциклопедия

  • ФИЛОСОФСКАЯ МЫСЛЬ В РОССИИ СОВЕТСКОГО И ПОСТСОВЕТСКОГО ПЕРИОДОВ — После Октябрьской революции 1917 г. были созданы соответствующие ин ты для пропаганды и развития марксизма, в т. ч. философии, для подготовки научных и преподавательских кадров. Первоначально центром марксистской философской мысли стала (октябрь… …   Русская философия: словарь

  • Философия в советской и постсоветской России —    1. Советский период. Развитие философской мысли в России после 1917 г. претерпело кардинальные изменения. Мн. представители религиозно философских течений, господствовавших в кон. XIX нач. XX в., были высланы или эмигрировали из страны.… …   Русская Философия. Энциклопедия

  • ДЕБОРИН (наст. фам. Иоффе) Абрам Моисеевич — (4(16).06.1881, м. Упино, Литва 8.03.1963, Москва)    философ. В 1908 г. окончил философский ф т Бернского ун та. В 1907–1917 гг. меньшевик. После Октябрьской революции порвал с меньшевиками. Преподавал в Коммунистическом ун те им. Я. М.… …   Русская Философия. Энциклопедия

  • ДЕБОРИН (наст. фам. Иоффе) Абрам Моисеевич — (4(16). 06. 1881, м. Упино, Литва 8. 03. 1963, Москва) философ. В 1908 г. окончил философский ф т Бернского ун та. В 1907 1917 гг. меньшевик. После Октябрьской революции порвал с меньшевиками. Преподавал в Коммунистическом ун те им. Я. М.… …   Русская философия: словарь


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»